Сравнение экскаваторов с полным и укороченным свесом (ч.2)

В предыдущей статье мы рассказали об условиях проведения испытаний, во время которых сравнивались рабочие характеристики двух моделей экскаваторов DOOSAN: DX235LCR с укороченным свесом и DX225LC с обычным свесом. Переходим к самому интересному: результатам эксперимента.

В рамках испытаний техника выполняла стандартные работы:

  • загрузку самосвала;
  • выемку траншеи;
  • подъем груза.

Помимо прочего, во внимание принималась скорость поворота платформы, а также расход топлива.

Для выполнения работы были выбраны два опытных оператора, правда, не имеющих опыта управления экскаватором с укороченным свесом. Все операции они производили поочередно.

Загрузка самосвала

Первая операция выполнялась в режимах «Копание» и «Мощностной» (Power): в трехосный самосвал загружалось по 7 ковшей грунта, который экскаватор забирал из штабеля, после чего разворачивался на 180° к самосвалу.

Измерялись:

  • время погрузки;
  • полезный груз.

 По ним была вычислена удельная часовая производительность, которая оказалась на 6,5% выше у «обычной» машины по сравнению с «укороченной». DX225LC с обычным свесом «победил» и по средней массе груза на один ковш и времени выполнения цикла (на 3,5% выше и на 3% короче соответственно).

Операторы заявили, что по ощущениям «короткий» DX235LCR был менее устойчив, хотя в остальном (вылет стрелы и высота выгрузки, качество обзора, усилие врезание в грунт) все было одинаково.

Выемка траншеи

Данная операция выполнялась в общей сложности около часа, каждый оператор управлял каждой машиной по полчаса. Используемые режимы – «Мощностной» и «Выемка траншеи». Ширина выкапываемой траншеи была равна ширине ковша, глубина – 2,4 м. Оба экскаватора прорыли 168 м грунта.

Измерялись:

  • время работы;
  • количество рабочих циклов;
  • количество расходуемого топлива (в час);
  • глубина и ширина траншеи через каждые 0,9 м (для вычисления объема вынутого грунта).

Результаты несколько удивили исследователей из-за непохожести на предыдущее испытание. «Короткий» DX235LCR показал производительность примерно на 12% выше, чем у «обычного» собрата. Средняя наполняемость ковша также оказалась больше – на 16% (длительность рабочего цикла у «длинного» DX225LC была все же больше на 4%, поэтому и разница в производительности составила в итоге 12%).

Эффективность использования топлива (объем извлеченного грунта/литр затраченного топлива) у машины с укороченным свесом также вышла выше на 10%.

Операторы высказали мнение, что изменения в результатах по сравнению с первым испытанием связаны с их «привыканием» к «короткому» DX235LCR, в устойчивости которого они сначала сомневались, из-за чего выполняли все работы с осторожностью.

Касательно сниженных затрат топлива у экскаватора с коротким свесом было выдвинуто две теории:

  • благодаря повышенной мощности гидросистемы ковш легче внедрялся грунт, совершая меньшую работу;
  • на поворот «короткого» экскаватора требовалось меньше мощности.

Подъем груза

Для проведения последнего испытания был подготовлен автопоезд из пикапа и груженого прицепа, установленный на платформу. Общая масса груза составила 5216 кг.

Машины поднимали платформу с автопоездом, постепенно увеличивая вылет стрелы, пока каток не начинал отрываться от гусеничного полотна (момент начала опрокидывания). При тех же условиях груз поднимали и с боковой стороны машины. Результаты оказались частично предсказуемы: вылет оказался больше у «обычного» DX225LC на 9% спереди и на 3% сбоку. «Частично», потому что операторы ожидали большей разницы.

Итоги

По результатам испытаний было сделано несколько выводов:

  • производительность экскаваторов с «коротким свесом» не ниже, а иногда и выше, чем у «обычных» моделей (например,  DX235LCR оказался лучше при выемке траншей), как и их эффективность расхода топлива;
  • несмотря на все вышесказанное, операторы пока не доверяют машине с «коротким свесом».

Основываясь на результатах проведенных испытаний, специалисты рекомендуют при выборе между «обычным» и «коротким» свесом не руководствоваться сомнительным утверждением о более высокой производительности первого по сравнению со вторым. Основывать решение следует на том, насколько важны для работы компактные размеры машин. Переплата за уменьшенный свес (а на «укороченный» экскаватор цена может быть выше примерно на 10%) оправдывает себя в том случае, если в стесненных условиях проводится более 60% работ.

При подготовке статьи использовались материалы  журнала Construction Equipment.


Ходовые части производства Doosan для максимального срока службы техники