Первые экскаваторы: с чего все начиналось?

История появления экскаватора темна и загадочна. Официально идею создания землеройной машины приписывают великому гению Леонардо да Винчи, спроектировавшему нечто похожее на современный экскаватор-драглайн еще в начале шестнадцатого века. Однако существуют свидетельства, что такая машина появилась еще раньше. В любом случае начиная с XVI века землеройные установки активно применялись и улучшались в Италии, Франции и Америке.

Американское изобретение

Очередная непреодолимая потребность в изобретении эффективных экскаваторных машин возникла в тридцатых года XIX века в Соединенных Штатах Америки. Именно в это время там активно строились железные дороги, и в дешевой рабочей силе был большой недостаток. И механик Уильям Смит Отис сумел удовлетворить эту потребность, спроектировав в 1832-1836 годах первый одноковшовый экскаватор.

 Получившаяся машина была неполноповоротной и имела:

  • железнодорожную ходовую часть;
  • ковш объемом более одного кубометра;
  • паровой двигатель на 15 лошадиных сил.

При производительности около полусотни кубометров в час этот экскаватор заменял полсотни рабочих. А уже через пару лет его производительность возросла почти вчетверо.

Путешествие экскаватора в Европу и Азию

В Англию первый экскаватор приехал в 1842 году, а уже через год сразу четыре машины были куплены Россией для строительства Николаевской железной дороги. Правда, там ими эффективно пользоваться так и не научились, поэтому в 1848 году экскаваторы были отправлены на Урал. Именно в России, впервые в мире, экскаваторы были использованы для работ по добыче руды.

Появление разных видов экскаваторов

Начиная со второй половины девятнадцатого века человечество уже не могло обходиться без экскаваторов. Изобретатели из разных стран стали наперебой предлагать различные типы землеройных машин для разных видов работ.

В Германии широко распространились «строительные локомобили» с одноканатными грейферами.

В Россию завезли изобретенные опять-таки в Америке «землекопные машины», в которые впрягали лошадей. Здесь же использовались и «конные волокуши» с металлическим ковшом.

В 1902 году на Путиловском заводе был создан первый русский железнодорожный экскаватор с одним сменным ковшом, так же неполноповоротный. Производительность его достигала 290 кубометров в час.

Строительство каналов

Экскаватор конец 19-начало 20 векаВ конце XIX - начале XX веков производилось строительство гигантских каналов, позволившее оценить эффективность замены ручного труда машинным. Суэцкий канал строили практически вручную в течение 10 лет. На стройке было занято 40 тысяч рабочих, и общий объем вывезенного грунта составил около 75 миллионов кубометров.

Панамский канал строился уже при помощи машин – с помощью ста одноковшовых и двадцати многоковшовых экскаваторов было перемещено около 160 миллионов кубометров грунта.

XX век – век всеобщего развития

После Первой мировой войны развитие экскаваторов пошло еще более интенсивно. Впервые на них начали использовать двигатели внутреннего сгорания и электроприводы, гусеничный ход и т.д. Появилась возможность делать их полноповоротными, а также существенно расширился ряд навесного оборудования. Соответственно, расширилась и сфера их применения. Во второй половине прошлого века совершенствовались уже только технологии и оборудование.


Сервисное обслуживание при покупке спецтехники